Международная научно-практическая конференция «Современная практика признания иностранных документов об образовании»

Итоговый документ:

Итоги мероприятия

Информация о проведении Международной научно-практической конференции «Современная практика признания иностранных документов об образовании» состовшейся 18 – 20 апреля 2013 года на базе ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов».

Организаторами конференции выступали Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главэкпертцентр».

В работе конференции принимали участие представители образования, науки, посольств иностранных государств, органов исполнительной власти, неправительственных и международных организаций из 25 субъектов Российской Федерации, а также из Великобритании, Германии, Казахстана, Латвии, Польши, Эстонии и Финляндии. Общее количество участников составило 130 человек.

С приветствиями на открытии конференции выступили представители Минобрнауки, Рособрнадзора, ФГБНУ «Главэкспертцентр», ФГУ «Интеробразование».
В рамках конференции были проведены пленарное и секционные заседания по следующим направлениям:

Секция 1. Академическая мобильность в условиях мировой глобализации. Совершенствование нормативной правовой базы признания документов иностранных документов об уровне образовании и (или) квалификаций в Российской Федерации

     Модераторы :

Вершинина Екатерина Владимировна – кандидат технических наук

Дащинская Зоя Павловна –кандидат юридических наук,Заслуженный юрист России

     Обсуждаемые вопросы:

  • Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и планируемые изменения в подзаконных актах;
  • Функции Рособрнадзора и ФГБНУ «Главэкспертцентр» по признанию иностранных документов об образовании и (или) квалификаций;
  • Нормативная правовая база и практика признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификаций в образовательных учреждениях.

1. Нормативные правовые акты по вопросам признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации

Дащинская Зоя Павловна –кандидат юридических наук,

Заслуженный юрист России 
 

     2. Нормативная правовая база признания документов иностранных документов об уровне образования и (или) квалификации в Российской Федерации. Современное состояние и перспективы

Вершинина Екатерина Владимировна –кандидат технических наук
 

     3. Международная общественная поддержка признания учебных курсов и документов об образовании

Добровольский Андрей Вениаминович – генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений ИНКОРВУЗ-XXI, кандидат технических наук
 

     4. К вопросу о глобализации и взаимном признании

Касаткина Наталья Николаевна – заместитель декана по научной работе Факультета филологии и коммуникации Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, кандидат педагогических наук, доктор философии

Секция 2. Алгоритмы, практика и ответственность признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации

     Модератор :

Зверев Николай Игоревич – директор Центра международного образования, директор Центра экспертизы и признания документов об образовании МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук

Житникова Марина Николаевна – начальник отдела Центра международного образования МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий эксперт Центра экспертизы и признания ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова

     Обсуждаемые вопросы:

  • Алгоритмы процедуры установления признания иностранных документов об образовании
  • Практика применения соглашений о взаимном признании
  • Практика применения перечня иностранных образовательных организаций
  • Сложные случаи и ответственность принятия решений по признанию

1. Анализ проблем признания зарубежных документов об образовании и подготовка к их решению в Национальном исследовательском Томском политехническом университете

Таюрская Марина Сергеевна – заместитель директора Центра международных образовательных программ Национального исследовательского Томского политехнического университета
 

     2. Схемы реализации алгоритмов признания зарубежных документов об образовании в Российской Федерации

Мещеряков Сергей Викторович – начальник Управления международного образования и сотрудничества Ростовского государственного строительного университета, кандидат технических наук
 

     3. Взаимодействие национальных исследовательских университетов с региональными экспертными центрами по признанию

Исаева Лариса Борисовна – заместитель декана факультета международных образовательных программ Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат технических наук
 

     4. Признание периодов обучения. Проблемы. Полномочия. Ответственность.

Ефименко Ирина Георгиевна  руководитель Центра международного образования Московского университета имени С.Ю. Витте
 

     5. Специфика работы с документами об образовании на подготовительном факультете для иностранных граждан

Беляева Татьяна Александровна – руководитель Центра международного образования Научно-исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт»
 

     6. Особенности работы с образовательными документами Республики Индия в медицинском вузе

Филиппова Нина Александровна – заместитель декана иностранных студентов Санкт-Петербургского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук

Секция 3. Признание иностранных документов об образовании (квалификаций) в рамках Европейского пространства высшего образования

     Модератор :

Лукичёв Геннадий Алексеевич – директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук

     Обсуждаемые вопросы :

  • Руководство для Европейского пространства по признанию – систематизированный опыт признания иностранных квалификаций
  • Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций: национальные квалификационные структуры, ECTS, Европейское приложение к диплому
  • Признание квалификаций в рамках новых инициатив: признание совместных степеней, признание результатов предшествующего обучения
  • Признание российских документов об образовании в Европе: опыт ФРГ
  • Опыт работы по обеспечению признания российских документов об образовании за рубежом

1. Руководства для европейского пространства по признанию

Лукичёв Геннадий Алексеевич – директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов, кандидат экономических наук
 

     2. Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций

Байба Рамине – директор Латвийского Национального информационного центра по признанию (Latvian ENIC/NARIC)
 

     3. Признание квалификаций в рамках новых инициатив: признание совместных степеней и результатов предшествующего обучения

Климентьева Марина – ведущий эксперт Эстонского Национального информационного центра по признанию (Estonian ENIC/NARIC)
 

     4. Особенности признания квалификаций для регулируемых профессий

Юрген Эберхардт – ведущий эксперт Национального информационного центра по признанию (German ENIC/NARIC)
 

     5. Признание зарубежных периодов обучения как фактор успешной реализации совместных образовательных программ

Трубицын Михаил Александрович – начальник Управления по международным связям Белгородского государственного университета, кандидат технических наук
 

     6. Признание иностранных документов об образовании в университете Индиана, США (по результатам стажировки)

Новикова Анна Вячеславовна – ведущий специалист Международного отдела Пермского государственного научно-исследовательского университета
 

     7. Опыт работы по обеспечению признания российских документов об образовании за рубежом

Лукичёв Алексей Михайлович – ведущий эксперт Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Российского университета дружбы народов

Секция 4. Практика институциональной оценки иностранных документов об образовании в условиях изменившейся законодательной базы

     Модератор :

Шевченко Евгений Васильевич – директор Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат технических наук

     Обсуждаемые вопросы:

Задачи вузов по:

  • оценке иностранных документов об образовании образовательными организациями при их приёме,
  • содействию прохождения процедуры признания иностранных документов об образовании,
  • оценке и принятию иностранных документов об образовании,
  • документационному оформлению оценки,
  • формированию личных дел иностранных обучающихся.

1. Признания иностранных документов об образовании в вузах Российской Федерации – необходимость систематизации

Вахромеева Екатерина Викторовна – заместитель директора Центра международного образования Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 

     2. Оперативный анализ документов об образовании соотечественников, поступающих на общих основаниях

Горянская Ольга Валерьевна – заместитель директора Центра международного образования, начальник Сектора экспертизы иностранных документов об образовании Южного федерального университета
 

     3. Условия признания документов трёхлетних бакалавров из немецкоговорящих стран

Дизендорф Яна Витальевна – эксперт-стажёр Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
 

     4. Документационное оформление оценки иностранных документов об образовании с использованием институциональной электронной базы данных

Михайлова Марина Владимировна – специалист по оценке иностранных документов об образовании Центра международного образования Новосибирского государственного университета
 

     5. Особенности пересчёта отметок из национальных шкал в российскую

Иопель Елена Александровна – заместитель директора Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
 

     6. Подготовка институциональных оценщиков иностранных документов об образовании

Шевченко Евгений Васильевич – директор Учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат технических наук

По итогам проведения секционных заседаний были подведены итоги и выработана резолюция участников конференции.

Резолюция

Международной научно-практической конференции

«Современная практика признания иностранных документов об образовании»

Участники Международной научно-практической конференции «Современная практика признания иностранных документов об образовании», которая состоялась 18 – 20 апреля 2013 года в Москве на базе ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», приняли следующую резолюцию:

1. Во всех странах привлечение иностранных студентов рассматривается как важный ресурс, призванный амортизировать негативные экономические и, отчасти, даже демографические тенденции. Деятельность в области международного образования может стать дополнительным стимулом для развития национальных систем образования. В этой ситуации возрастает роль государственной политики экспорта образовательных услуг.

2. Важным направлением функционирования национальной системы признания иностранного образования и иностранных квалификаций является содействие дальнейшей интеграции российского образования с системами образования мирового образовательного пространство и, в частности, Европейского пространства высшего образования. В этой связи всем структурам национальной системы образования, включая образовательные организации, уполномоченным осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, необходимо неукоснительно соблюдать положения международных конвенций, в том числе Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (далее – Конвенция), многосторонних и двусторонних соглашений о взаимном признании иностранных документов об образовании, подписанных Российской Федерацией.

3. Необходимо подчеркнуть, что государства – участники Конвенции, образовательные организации этих стран должны руководствоваться не только положениями самой Конвенции, но и дополняющими ее документами, разработанными Комитетом Конвенции и сетями ENIC-NARIC, поддержанными конференциями министров государств-участников Болонского процесса, отвечающих за высшее образование, и другими европейскими организациями.

4. Участники конференции подтверждают свою приверженность взаимодействию по обмену информацией и документами, необходимыми для осуществления справедливого признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

5. В развитии международного образования значительную роль играют национальные системы признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые, с одной стороны, обеспечивают контроль за уровнем и качеством образования, полученного заявителями в иностранных образовательных организациях, а с другой стороны сохраняют доступность и открытость академического и профессионального рынка для иностранных граждан.

6. Система признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации нуждается в дальнейшем развитии с целью приведения её к европейским рекомендациям. Главными направлениями развития должны стать: а) обеспечение справедливого признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в условиях меняющихся систем образования стран Европы и других регионов мира (например, появление трёхлетних программ подготовки бакалавров и однолетних программ подготовки магистров), диверсификации форм получения образования (появление неформальных и информальных форм, трансграничного образования); б) сокращение сроков проведения процедур признания; в) расширение возможностей и географии доступа иностранных граждан к национальной системе признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации; г) дальнейшее расширение информационного обеспечения признания российского образования и (или) российской квалификации за рубежом, особенно при участии образовательных организаций.

7. Важным этапом реорганизации российской системы признания стало наделение ФГБНУ «Главэкспертцентр» функцией Национального информационного центра по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Необходимо в ближайшее время активизировать процессы:

1

подготовки методических рекомендаций по организации работы образовательными организациями высшего образования по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

2

создания единого описания российской системы образования, в том числе, для использования при составлении Европейского приложения к диплому;

3

создания единой федеральной справочной системы по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

4

проведения систематических семинаров для специалистов образовательных организаций высшего образования по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

5

выполнения других мероприятий, возложенных на подобные центры Лиссабонской конвенцией о признании и другими международными документами в соответствии с обязательствами Российской Федерации.

 

8. Значительным шагом в этом направлении стала передача образовательным организациям, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные стандарты, части полномочий по признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации, не подпадающих под действие международных договоров о признании или выданы образовательными организациями, не включенными в перечень, утвержденный распоряжением Правительством Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации этими образовательными организациями осуществляются в установленном ими порядке.

Участники конференции благодарят Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главэкпертцентр» и Российский университет дружбы народов за успешную подготовку и проведение конференции и считают необходимым продолжить ежегодное проведение конференции по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.