Международная конференция по вопросам информационного обеспечения процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации

Итоговый документ:

Итоги мероприятия

Участники Международной конференции по вопросам информационного обеспечения процедуры признания иностранного образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, которая  состоялась 12–13 сентября 2013 года в Ростове-на-Дону на базе  Федерального государственного бюджетного  образовательного  учреждения  высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет», приняли следующие рекомендации:

              1.  Всем структурам национальной системы образования, включая образовательные организации, уполномоченным осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, необходимо неукоснительно соблюдать положения международных конвенций, в том числе Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (далее – Конвенция), многосторонних и двусторонних соглашений о взаимном признании иностранных документов об образовании, подписанных Российской Федерацией.
                2.  Государствам – участникам Конвенции, образовательным организациям этих стран необходимо руководствоваться не только положениями самой Конвенции, но и дополняющими ее документами, разработанными Комитетом Конвенции и сетями ENIC-NARIC, поддержанными конференциями министров государств-участников Болонского процесса, отвечающих за высшее образование, и другими европейскими организациями.
        3. Главными направлениями развития системы признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации  в Российской Федерации должны стать:                     
     а) обеспечение справедливого признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в условиях меняющихся систем образования стран Европы и других регионов мира (например, появление трёхлетних программ подготовки бакалавров и однолетних программ подготовки магистров), диверсификации форм получения образования (появление неформальных и информальных форм, трансграничного образования);
         б) сокращение сроков проведения процедур признания;
      в) расширение возможностей и географии доступа иностранных граждан к национальной системе признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;
   г) дальнейшее расширение информационного обеспечения признания российского образования и (или) российской квалификации за рубежом, особенно при участии образовательных организаций.
   4.  Национальному информационному центру, функции которого в настоящее время возложены на  ФГБНУ «Главэкспертцентр» необходимо в ближайшее время активизировать процессы:
  а) создания единого описания российской системы образования, в том числе, для использования при составлении Европейского приложения к диплому;
   б) создания единой федеральной справочной системы по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
   в) проведения систематических семинаров для специалистов  образовательных организаций высшего образования по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
    г) выполнения других мероприятий, возложенных на подобные центры Лиссабонской конвенцией о признании и другими международными документами в соответствии с обязательствами Российской Федерации;
    д) взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (ФМС, МИД России, Минобрнауки России, Минзрав России по вопросам академической и профессиональной миграции.
   Также Национальному информационному центру совместно с образовательными организациями высшего образования, уполномоченными осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации инициировать пересмотр действующих в настоящее время международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании для актуализации и приведения их в соответствии с реалиями глобальных образовательных процессов.
      Такая работа необходима потому, что  большинство международных соглашений в сфере взаимного признания документов об образовании  заключены еще в период СССР, соответственно, около 70 % международных договоров морально устарели, в частности, изменились наименования стран, учебных заведений, изменилась структуры систем образования; многие страны перешли на 2 уровневую систему образования в области медицины (бакалавр, магистр).
   Участники конференции благодарят Министерство образования и науки, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Главэкпертцентр» и Федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение  высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» за успешную подготовку и проведение конференции и считают необходимым продолжить ежегодное проведение конференции по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации.