Декларация Совета Европы "Первая декларация о применении Европейской Конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на прием в университеты" (Страсбург, 1 января 1974)

Номер: б/н

Декларация Совета Европы

"Первая декларация о применении Европейской Конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на прием в университеты" 

г. Страсбург

(Декларация не должна расцениваться как официальная интерпретация Конвенции)

При применении Конвенции в качестве руководства для всех национальных властей, университетов и институтов аналогичного уровня должны служить следующие принципы.

I. Общие принципы

1. Поддержка мобильности

Конвенция имеет целью поддержку мобильности учащихся, имеющих дипломы, выданные на территории Договаривающихся сторон. Эта цель остается желательной и имеющей силу, несмотря на имеющиеся трудности в поиске мест для всех тех, кто хотел бы обучаться за границей

2. Эквивалентность иностранных и национальных дипломов

Конвенция устанавливает эквивалентность между иностранными и национальными дипломами в том смысле, что владельцу иностранного диплома не может быть отказано в приеме по той единственной причине, что его диплом является иностранным, а не национальным.

3. Право просить о приеме

Владелец диплома в том смысле, как этот термин используется в Конвенции (см. также п. II. 1), никоим образом не имеет права требовать приема в университет. Диплом дает право владельцу просить о приеме: университет, к которому он обращается, не обязан принять его, а единственное обязательство университета состоит в том, чтобы отказывать в приеме только на том основании, что владелец диплома не имеет необходимой квалификации для зачисления.

4. Никакой проверки содержания («содержательной ценности») диплома

Эквивалентность, определенная в пункте 1 Статьи 1 Конвенции и отмеченная выше в пункте 1.2, является формальной, то есть она не может быть не признана в том случае, когда требования, установленные Конвенцией, выполнены. В рамках Конвенции невозможно введение каких-либо соображений относительно «иностранности» диплома. В частности, не соответствует Конвенции установление эквивалентности в результате проверки содержания («содержательной ценности») иностранного диплома в сравнении с содержанием любого национального диплома.

5. Правила принимающей страны

Признание эквивалентности дипломов, как упомянуто выше в пунктах 1,2 и 4, должно устанавливаться только на основе правил, имеющих силу в принимающей, а не в родной стране. Термин «родная страна» должен пониматься как «страна, где рассматриваемое свидетельство было выдано». Она не может быть страной, национальность которой имеет учащийся, или где «он чувствует себя дома».

6. Юридически оправданные ограничения,
но не полный отказ от иностранных учащихся

а) Рассматривая, что целью Конвенции является поддержка мобильности, но, согласно пункту 2 Статьи 1 Конвенции, правила приема зависят от наличия мест, в университетах на территории каждой из Договаривающихся сторон должен сохраняться некоторый процент от доступных мест (квота) для иностранных учащихся, в частности для владельцев дипломов, выданных на территории Договаривающихся сторон. Хотя невозможно настаивать на том, чтобы в университетах определенной страны и по всем дисциплинам эта квота была бы установлена по крайней мере между 5 и 10 процентами от доступных мест, но такой процент мог бы расцениваться как наличие показательной или целевой ценности.
б) Полное исключение учреждениями высшего образования страны из рассмотрения в качестве кандидатов на зачисление учащихся, имеющих диплом, выданный на территории других Договаривающихся сторон (даже в случае, когда не хватает достаточного количества мест для всех национальных претендентов), не соответствовало бы целям и духу Конвенции, а также традициям европейских университетов.

7. Общая и специфическая доступность
а) Должно быть сделано различие между:
- доступностью к университету вообще;
- доступностью к определенному курсу обучения.
б) Принцип нерассмотрения содержательной эквивалентности иностранного диплома применяет только к доступности к университету вообще. Когда этот вопрос является предметом рассмотрения приема на определенную дисциплину, то вполне законно проверить, выполнены ли некоторые специфические требования для зачисления на этот курс обучения.

8. Выбор среди претендентов

Конвенция имеет дело с ценностью свидетельств об окончании средней (полной) школы, но не устанавливает правила для отбора иностранных претендентов в случае, когда страна не может предложить места всем из них. Однако должны уважаться следующие принципы:
- В случае, когда нет достаточного количества мест, доступных для владельцев дипломов, выданных на территории других участвующих в Конвенции сторон, национальные и/или университетские правила должны предусматривать систему отбора, основанную на объективных и разумных критериях.
- Отбор иностранных претендентов согласно критериям, которые отличаются от тех, что используются для отбора национальных учащихся, не обязательно будет находиться в противоречии с Конвенцией .

9. Права иностранных учащихся

а) Конвенция не может быть использована в поддержку требований предоставления больших права, чем те, которыми обладают собственные граждане принимающей страны при приеме в университет.
б) Кроме того, целями Конвенции не являются ни предоставление владельцам дипломов, выданных на территории другой Договаривающейся стороны, больших прав, чем те, которые они получили бы в стране, где им был выдан диплом, ни, в частности, предоставление им доступа к курсам обучения, отличных от тех, к которым соответствующий диплом в общем дает доступ в стране, в которой этот диплом был выдан.

10. Требования к знанию языка

Конвенция не лишает принимающую страну права отказать в приеме претендентам, не имеющим адекватного знания языка, на котором будет преподаваться выбранный курс обучения.

II. Комментарии относительно специфических терминов,
используемых в Конвенции

1. Термин «диплом» (Статья 4, пункт (а))
а) Статья 4 Конвенция относится ко всем различным и возможным требованиям по приему: и в частности ко всем формам свидетельств об окончании средней (полной) школы.
б) Она охватывает также любую другую квалификацию, которая дает право учащемуся в его родной стране просить о допуске к высшему образованию.
Таким образом, Статья распространяется на случаи, когда:
- не имеется никакого диплома вообще, что бывает в случаях, когда люди бывают допущены к высшему образованию без какого-либо формального школьного диплома (например, люди старше 25 лет, имеющие некоторый профессиональный опыт и частичное знание выбранной области обучения);
- человек, который признается квалифицированным специалистом, просит о приеме в университет, только имея какой-то диплом, либо сдав определенный экзамен или тест, либо пройдя дополнительный курс обучения.
в) В случае, когда не имеется никакого диплома, было бы достаточно, чтобы родная страна просто выдавала свидетельство, подтверждающее, что данный человек имеет право изучать такой-то и такой предметы в своей собственной стране. Если такое свидетельство не выдается, то принимающая страна должна проверять, выполнены ли условия, обычно требуемые в родной стране учащегося.
г) Свидетельства об окончании средней (полной) школы, признанные в качестве входных, квалификаций, требующихся для приема в университеты только в одном, а не во всех регионах (областях, землях, кантонах и т. д.) соответствующей страны, не подпадают под смысл терминов Конвенции.

2. Термин «учреждения, рассматриваемые на том же уровне, что и университеты» (Статья 4, пункт (б) 2)
а) Только ответственные власти страны, на территории которой расположен институт, полномочны решать, является ли институт подобным по своему уровню университету.
б) К примеру, частные учреждениях могут быть включены в эту категорию, только если они были признаны ответственными национальными властями в качестве университетов или как бы подобными по уровню университетам.
в) В настоящее время институты неуниверситетского сектора послешкольного образования (которые не соответствуют уровню университетам) не подпадают под смысл терминов Конвенции .


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЕРВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Применение Конвенции в конкретных случаях

Конкретные случаи; когда применение Конвенции могло бы представлять проблему, должны рассматриваться в свете принципов, установленных в предшествующем документе. Некоторые из случаев, которые могли бы проиллюстрировать проблемы, связанные с этим документом, перечислены ниже. Однако никакое такое перечисление не может, конечно же, быть исчерпывающим, и основная цель состоит в том, чтобы предложить полномочным властям некоторые практические советы по наиболее типичным случаям.

1. Принцип numerus clausus
а) Определение принципа numerus clausus
Numerus clausus, принцип, применяемый независимо от каких-либо материальных критериев для отбора претендентов, которые будут приняты в университет, означает, что количество учащихся, которое может быть принято, ограничено, потому что не имеется достаточного количества мест, чтобы удовлетворить спрос всех претендентов, как иностранных, так и национальных.

Причины для ограничения числа мест могут быть следующими:

1) поддержка академических стандартов и эффективности в обучении и проведении исследований (принятие слишком большого количества учащихся могло бы обернуться плохими рабочими условиями, слишком большим числом отчисленных и увеличением срока обучения);

2) существование в пределах имеющихся ресурсов (штат, оборудование, лабораторные помещения, доступные койки в клинике и т. д. могут быть ограничивающими факторами);

3) избежание переизбытка специалистов в некоторых профессиональных отраслях и безработицы академически обученных людей;

4) соответствие образовательным, социальным и экономическим приоритетам, которые могут быть установлены национальными властями.

В этом контексте не имеет никакого значения, существует ли для принципа numerus clausus правовая основа или нет.

Принцип numerus clausus, как это указано выше, может применяться к отдельным или всем стадиям курса обучения.

Текст Конвенции, которая была подписана в 1953 г. не принимал во внимание полного воздействия проблемы принципа numerus clausus, который стал широко распространенной практикой в последние годы.

б) Numerus claiisiis в родной стране

Если принцип numerus clausus применяется в стране, где учащийся получил свой диплом, но не в принимающей стране, где он используется для просьбы о зачислении, то принимающая страна не может отклонить владельца иностранного диплома только на том основании, что numerus clausus существует в стране, где диплом был выдан.

в) Numerus dausus в принимающей стране

В противоположном случае, когда принцип numerus clausus применяется в принимающей стране; но не в родной стране учащегося, то принимающая страна свободна применить принцип numerus clausus к владельцу диплома, выданного в другой стране. Принцип numerus clausus должен, однако, применяться без какой-либо дискриминации, основанной на происхождении рассматриваемого диплома.

2. Специфические требования к приему на некоторые факультеты и курсы обучения

В некоторых случаях курсы обучения запланированы таким способом, что учащиеся не могут выполнить их должным образом, если они заранее не приобрели определенные знания. Поэтому, как сказано выше в пункте 1.7, должно быть сделано различие относительно того, что:
- имеет ли претендент необходимую квалификацию, которая нужна для зачисления в университет вообще, и
- выполнил ли он специфические требования, необходимые для поступления на факультет или выбранный курс обучения.

а) Примеры таких специфических требований
- Определенный курс обучения открыт только для владельцев дипломов в области естественных наук или, что тоже может быть, окончивших классическую среднюю (полную) школу.
- Необходимо знание специфических предметов, таких как древний или современный язык, физика, химия, математика, философия.
- Для зачисления на данный факультет требуется предварительное практическое обучение.
- Нужно какое-то другое дополнительное свидетельство помимо школьного диплома.

б) Принцип принимающей страны

Должны выполняться не те специфические условия, что требовались бы, если бы учащийся выбрал подобный курс обучения в стране, где ему был выдан диплом, а только те специфические требования, которые должны быть выполнены в принимающей стране, где он желает учиться.

в) Обоснование специфических требовании Специфические требования должны устанавливаться только тогда, когда они абсолютно необходимы с образовательной точки зрения. Ни в коем случае они не должны СЛУЖИТЬ предлогом для отказа иностранным учащимся. Так как Конвенция основана на гипотезе, что ценность свидетельств об окончании средней школы во всех Договаривающихся сторонах является более или менее равной, то национальные власти должны быть щедрыми при принятии решения о том, выполнили ли иностранные учащиеся такие требования. Они должны, например, рассматривать вопрос о принятии иностранцев исходя из того, что иностранные учащиеся могут приобрести необходимые специфические знания в течение первого года обучения.

3. Дипломы технических школ, допускающие прием не в университеты вообще, а только на один из факультетов или на одну из кафедр (или на ограниченное число их)

а) Ограничение возможности приема в стране, где диплом был выдан
Из принципов, заявленных выше в пункте 1.9, следует, что иностранцы, кому дома было бы позволено изучать только ограниченное число предметов (потому что их диплом разрешает прием только на некоторые типы университетских курсов), не могут требовать, чтобы власти принимающей страны обязаны были бы позволить им изучать все, что они захотели бы.

б) Ограничение возможности приема е принимающей стране

Если, с другой стороны, принимающая страна делает различие между владельцами своих дипломов относительно типа курсов обучения, на которые они имеют право, то вполне законно применять то же самое правило к владельцам дипломов иностранных государств.

Принцип национального подхода, который следует применять, необходимо базировать; однако, на таком различии между разнообразными категориями дипломов, которое бы учитывало достаточное подобие между национальными и иностранными дипломами, рассматриваемых с целью определения этого различия. Это означает, что принимающая страна при рассмотрении возможности приема на некоторые факультеты или курсы обучения должна принять владельца иностранного диплома, который grosso modo соответствует национальному диплому, отвечающему правилам приема на специфический факультет или курс обучения.

4. Оценки, полученные в школе

а) Ситуация

Могут иметь место случаи, когда некоторые факультеты или кафедры, которые не могут предложить достаточного количества мест для удовлетворения спроса: принимают претендентов только при условии; что они получили достаточно высокие оценки в аттестате зрелости средней школы или особенно хорошие оценки по одному или большему количеству предметов, связанных с выбранным направлением подготовки.

б) Применение такой практики вредной стране

Страна, где такая практика не применяется, не может отказывать владельцу иностранного диплома в приеме в университет по той единственной причине, что такая практика применяется в стране, где диплом был выдан, и что в той стране учащийся, вероятно, не был бы допущен к тому типу обучения, в котором он заинтересован, потому что его оценки не были бы достаточно хороши.

в) Применение такой практики в принимающей стране

Что касается обязательств, которые должны быть выполнены согласно Конвенции, то эта практика создает проблемы, которые являются фактически неразрешимыми. Принимающей стране, желающей применять такую практику к владельцам национальных дипломов, так же как и к иностранным владельцам, способом, который бы не создавал никакой дискриминации, будет трудно, если не невозможно, сравнивать оценки, представленные в иностранном дипломе, с теми оценками, которые используются в национальных дипломах. Любая попытка проводить такое сравнение (которая бы гарантировала, что при применении национального способа пересчета оценок нет никакой дискриминации) неизбежно кончилась бы на сравнении ценности содержания двух рассматриваемых дипломов. Как подчеркнуто выше в п. 1.4, такое сравнение содержания, однако, противоречило бы духу Конвенции.

Поэтому любой отбор на основе предыдущих школьных оценок должен выполняться отдельно для национальных и иностранных претендентов. Что касается иностранных претендентов, то их школьные оценки могут быть приняты во внимание только тогда, когда должен быть сделан выбор из нескольких учащихся одной страны.

Дата:

Тип: Международный документ

Тематика: признание

Организация(и): Совет Европы

Полномочный орган: нет