Резолюция четвертого Болонского стратегического форума
Мы, Министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций Четвертого Болонского стратегического форума, встретились в Ереване, чтобы вновь подтвердить и продолжить наше сотрудничество в развитии высшего образования, в рамках которого государственные органы, высшие учебные заведения, студенты и персонал подтверждают приверженность демократии, правам человека и власти закона. Мы подчеркиваем нашу заинтересованность в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) и к использованию его принципов в качества примера успешного сотрудничества в сфере высшего образования, который может быть применен в иных региональных контекстах. Мы также признаем вклад других регионов с учетом их собственного политического и практического опыта в дальнейшее развитие Европейского пространства высшего образования.
Политическая нестабильность во многих наших странах, высокий уровень безработицы и миграции, вызванные экономическим и социальным кризисом, отсутствие доступа к высшему образованию – проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В то же время национальное самосознание в наших странах рождает у людей надежду на создание более демократических и толерантных обществ, предоставляющих возможности для личного развития, а также для развития качественного высшего образования. Реформы высшего образования должны способствовать развитию демократической культуры, обеспечивая наши общества знаниями, пониманием и навыками, которые помогут справиться с современными вызовами. Защита преподавателей и студентов через обеспечение гарантий академической свободы, целостности и автономии высших учебных заведений является ключом к достижению этих целей.
Кроме того, мобильность студентов и преподавателей способствует обмену опытом и появлению новых знаний, помогает построить взаимное доверие и понимание. Быстрое технологическое развитие будет влиять на высшее образование и определять направление его дальнейшего реформирования.
Таким образом, стратегический диалог и сотрудничество между Европейским пространством высшего образования (ЕПВО) и странами Ближнего Востока, Северной Африки и Азии должны продолжаться и укрепляться с должным вниманием к разнообразию систем высшего образования, а также политических, экономических и культурных ландшафтов наших регионов и стран. Мы обозначили ряд общих проблем, которые должны определить нашу совместную работу в будущем; они включают в себя демографические изменения, безработицу среди выпускников, экономические и политические кризисы, затрагивающие многие из наших стран, преобладание стереотипов, недостаточность межкультурного диалога и усиление экстремизма и радикализации. Мы будем работать с академическим сообществом, чтобы обеспечить ключевую роль высшего образования в решении указанных проблем и в создании сообществ, которые мы хотим. И мы будем искать пути, чтобы реформы образования помогли нам создать нужные нам сообщества.
Мы будем строить наше общее будущее, одновременно позволяя отдельным системам образования использовать свои особые преимущества и традиции. Разнообразие и различные аспекты политического диалога подразумевают участие всех уровней: регионального, национального и институционального.
Четвертый Болонский стратегический форум сконцентрировался на укреплении сотрудничества между Европейским пространством высшего образования и странами Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, которые граничат со странами ЕПВО. Важно гарантировать, что высшее образование готово ответить на сегодняшние вызовы. Реформы высшего образования улучшат его качество и помогут уменьшить безработицу, особенно среди молодых людей и, особенно, среди молодых женщин. Форум также посвящен роли структурных реформ, включая схемы мобильности и совместные программ.
Структурные реформы ЕПВО и инструменты прозрачности, как и подобные инициативы в других регионах, должны служить основанием к дальнейшему региональному сотрудничеству, основанному на результатах текущих проектов, реализуемых различными международными организациями, государственными властями и высшими учебными заведениями. Они включают использование результатов учебной деятельности и общих ориентиров в разработке и реализации программ обучения, укреплении потенциала в обеспечении качества, развитии рамок квалификаций, мобильности и признания, а также крéдитных систем, совместных степеней, подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.
В ходе дальнейшего сотрудничества мы будем отдавать приоритет:
- разработке национальных рамок квалификаций, в том числе разработке методологии обеспечения совместимости национальных рамок в пределах Европейского пространства высшего образования - соотносимых с Европейской рамкой квалификации (QF-EHEA) - и национальных рамок, разработанных странами Ближнего Востока, Северной Африки и Азии;
- развитию сотрудничества в области обеспечения качества образования с целью дальнейшего достижения взаимного доверия нашим системам образования и квалификациям. Мы поддержим агентства по обеспечению качества из стран-участниц в деле включения их в Европейский регистр обеспечения качества (EQAR);
- достижению взаимного признания квалификаций путем обмена информацией, совместной разработки и распространения практики признания, а также методологии. Мы призываем ЮНЕСКО инициировать пересмотр региональных конвенций Средиземноморского региона и арабских государствах с целью объединения ключевых принципов и положений Лиссабонской конвенции Совета Европы /ЮНЕСКО о признании, а также региональных конвенций ЮНЕСКО, которые недавно были пересмотрены, а также возобновить работу Сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности стран Средиземноморского региона;
- сотрудничеству в разработке и внедрении системы перезачёта крéдитов с учетом Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) и недавно пересмотренному Руководству пользователей ECTS.
На институциональном уровне мы будем поощрять и поддерживать академическое сотрудничество для развития совместных проектов по реализации политики и внедрению инструментов, необходимых для полномасштабного претворения в жизнь реформ и создания студенто-ориентированной среды обучения. В развитии и внедрении этих реформ важно участие академического сообщества, включающего студентов и преподавателей, а также другие ключевые заинтересованные стороны.
Кроме того, в свете политической нестабильности и посягательств на демократию и власть закона в ряде стран в последнее время, мы подчеркиваем важность продолжения сотрудничества между высшими учебными заведениями и наших обязательств поддержки обмена студентами и персоналом, а также реализации совместных проектов по повышению потенциала высших учебных заведений Европейского пространства высшего образования и стран-партнеров в содействии демократическим изменениям на основе высокого качества образования и научных исследований.
Для дальнейшего успешного сотрудничества между Европейским пространством высшего образования и остальными странами важно принять во внимание и другие региональные процессы.
Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций Четвертого Болонского стратегического форума признаём, что успешный политический диалог требует полноценного использования разнообразных методов работы, включая конференции, семинары, рабочие группы, исследования, пилотные проекты и деятельность по обучению экспертов, проводимыми между Болонскими стратегическими форумами. Мы обязуемся реализовать такое сотрудничество наших стран и регионов и просим Секретариат Болонского процесса в сотрудничестве с Болонской группой, Болонским советом и представителями стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии осуществлять наблюдение за этим сотрудничеством, а так же определить предметные области сотрудничества и разработать график и план действий к следующей встрече Болонской группы.
Следующий Болонский стратегический форум будет организован в 2018 году во Франции вместе с Конференцией министров.
Дата:
Тип: Болонский процесс
Тематика: болонский процесс
Страна(ы): Россия
Полномочный орган: нет