СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПЯТОГО БОЛОНСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФОРУМА 25 мая 2018 г., г. Париж

Мы, министры, отвечающие за высшее образование, главы делегаций, учреждений и организаций, принимающих участие в V-ом Болонском стратегическом форуме, всецело поддерживаем постоянную работу систем высшего образования, которая отвечает интересам общества. Высшее образование и исследования играют центральную роль в обеспечении будущего благополучия, прогресса и мира на фоне растущей интеграции и интернационализации нашего мира. Высшее образование должно ориентироваться на потребности общества, которое сегодня сталкивается с такими вызовами, как маргинализация, безработица среди молодежи, гендерное неравенство, растущий популизм, вынужденное перемещение народов, изменение климата и само будущее нашей планеты. Болонский стратегический форум, проходивший в мае 2018 года в Париже, сыграл важную роль в налаживании многостороннего диалога и обмена идеями между странами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), министрами других стран и рядом заинтересованных лиц.
Высшее образование имеет многолетние традиции укрепления международных связей и знает множество примеров плодотворного партнерства между нашими странами. Развитию международного сотрудничества между высшими учебными заведениями и заинтересованными сторонами во многом способствуют мобильность сотрудников и студентов, международные научно-исследовательские партнерства, трансграничное образование и общие усилия по преодолению вызовов мирового масштаба. В этом отношении высшее образование заложило прочную основу для взаимного обмена идеями и лучшими практиками с целью решения общемировых проблем.

ЕПВО – это пример прогресса, достижимого путем объединения усилий по инициативе большого числа стран. В результате были сформированы структурные подходы и эффективные механизмы, позволившие актуализировать и усовершенствовать сферу высшего образования, а также повысить качество образовательных услуг, в том числе в плане результатов обучения, приложения к диплому, рамки квалификаций, оценки и обеспечения качества. Другие регионы мира в Юго-Восточной Азии, Африке, Средиземноморском регионе и Латинской Америке придерживаются похожих подходов, активно занимаясь разработкой систем интеграции национального или регионального уровня, внедряя рамки квалификаций и системы перевода зачетных единиц, повышая качество, расширяя возможности для академической мобильности и межрегионального признания квалификаций. Азиатско-Европейская встреча стала примером успеха трансграничной инициативы сотрудничества между Азией и Европой, равно как и Африкано-Европейское партнерство показывает отличные результаты совместной работы на обоих континентах.

Полагаем, что при поддержке министров и международных организаций Болонский стратегический форум способен придать международному сотрудничеству более устойчивый, систематический характер. Такое сотрудничество должно учитывать региональное разнообразие, социально-политические особенности высшего образования разных стран и геополитические аспекты. Необходимо ставить реалистичные задачи и цели, реализуемые в духе взаимного обучения и обмена. Тем, кто отвечает за высшее образование, следует учитывать мнения коллег, использовать возможности для взаимного обучения и решать общие вопросы, в частности, качество, академическая свобода, вовлеченность учащихся, инклюзивное общество, институционализация и автономия, более широкая роль высших учебных заведений. В рамках V-го Болонского стратегического форума был инициирован глобальный стратегический диалог по двум таким вопросам – инклюзивное общество и более широкая роль высшего образования в гражданском обществе.
Несмотря на растущий процент населения, охваченный системой высшего образования во многих стран, инклюзивное общество и широкий доступ к высшему образованию остаются вызовом для многих стран. Мало защищенные группы слои населения, включая беженцев и мигрантов, сталкиваются с дополнительными трудностями не только в отношении возможностей доступа, но и успешного завершения высшего образования. Соответственно, тема инклюзивного общества касается как создания справедливых условий доступа, так и академических успехов, включая усвоение знаний, последовательное повышение уровня знаний, успешное завершение обучения, а также хорошие перспективы занятости для всех учащихся и выпускников.

Решение социальных проблем на современном этапе требует участия заинтересованных сторон на местном, региональном и общемировом уровне. Высшие учебные заведения имеют важнейшее значение для поддержания экономики местного, регионального, национального масштаба. Мы согласны с тем, что они могут и должны играть еще более существенную роль в социальных, культурных, стратегических аспектах жизни общества. Выполняя свою основополагающую общественную функцию, высшие учебные заведения способствуют социальной сплоченности, прививая студентам ценности, навыки и позиции для активного гражданского участия, инклюзивного общества, устойчивого развития и космополитизма.

Мы, министры, выражаем приверженность поддержанию постоянного, эффективного межрегионального диалога по вопросам, вызывающим общую озабоченность у директивных органов, заинтересованных организаций, студентов, сотрудников, высших учебных заведений. В связи с этим предлагаем создать в рамках следующей рабочей программы Болонского процесса на период с 2018 по 2020 гг. Всемирную рабочую группу и призываем страны выразить заинтересованность в проведении семинаров на высоком уровне на ежегодной основе для продолжения диалога об инклюзивном обществе и более широкой роли высшего образования. Мы также подтверждаем приверженность развитию сотрудничества, обмену опытом и определению общих целей путем проведения семинаров, конференций и, что немаловажно, экспертного взаимного обучения для выработки перспективных путей преодоления общих проблем. В целях дальнейшего развития международного партнерства мы призываем высшие учебные заведения к использованию в ходе взаимного поиска решений общих задач всех возможностей двусторонних инициатив и многосторонней мобильности, а также программ сотрудничества, таких как финансируемая ЕС программа сотрудничества в области образования и профессионального обучения Erasmus+ или программа исследований и инноваций Horizon 2020.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Страны-участницы в алфавитном порядке

 

 

 

Австрия

Азербайджан

Албания

Алжир

Андорра

Аргентина

Армения

Беларусь

Бельгия

Босния и Герцеговина

Болгария

Бразилия

Великобритания

Венгрия

Габон

Гана

Германия

Греция

Грузия

Дания

Доминиканская Республика

Египет

Израиль

Индия

Ирак

Ирландия

 

 

 

Исландия

Испания

Италия

Казахстан

Катар

Кения

Кипр

Киргизия

Колумбия

Кот-д'Ивуар

Куба

Латвия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Мадагаскар

Мали

Мальта

Мексика

Молдова

Нидерланды

Нигерия

Норвегия

Пакистан

Перу

Польша

 

 

 

Португалия

Российская Федерация

Румыния

Святейший Престол

Сальвадор

Сенегал

Сербия

Словацкая Республика

Словения

Таиланд

Тунис

Туркменистан

Турция

Украина

Узбекистан

Финляндия

Франция

Хорватия

Черногория

Чешская Республика

Швеция

Швейцария

Эстония

Япония

 

Дата: 01.01.2001

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет