СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПЯТОГО БОЛОНСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФОРУМА 25 мая 2018 г., г. Париж
Мы, министры, отвечающие за высшее образование, главы делегаций, учреждений и организаций, принимающих участие в V-ом Болонском стратегическом форуме, всецело поддерживаем постоянную работу систем высшего образования, которая отвечает интересам общества. Высшее образование и исследования играют центральную роль в обеспечении будущего благополучия, прогресса и мира на фоне растущей интеграции и интернационализации нашего мира. Высшее образование должно ориентироваться на потребности общества, которое сегодня сталкивается с такими вызовами, как маргинализация, безработица среди молодежи, гендерное неравенство, растущий популизм, вынужденное перемещение народов, изменение климата и само будущее нашей планеты. Болонский стратегический форум, проходивший в мае 2018 года в Париже, сыграл важную роль в налаживании многостороннего диалога и обмена идеями между странами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), министрами других стран и рядом заинтересованных лиц.
Высшее образование имеет многолетние традиции укрепления международных связей и знает множество примеров плодотворного партнерства между нашими странами. Развитию международного сотрудничества между высшими учебными заведениями и заинтересованными сторонами во многом способствуют мобильность сотрудников и студентов, международные научно-исследовательские партнерства, трансграничное образование и общие усилия по преодолению вызовов мирового масштаба. В этом отношении высшее образование заложило прочную основу для взаимного обмена идеями и лучшими практиками с целью решения общемировых проблем.
ЕПВО – это пример прогресса, достижимого путем объединения усилий по инициативе большого числа стран. В результате были сформированы структурные подходы и эффективные механизмы, позволившие актуализировать и усовершенствовать сферу высшего образования, а также повысить качество образовательных услуг, в том числе в плане результатов обучения, приложения к диплому, рамки квалификаций, оценки и обеспечения качества. Другие регионы мира в Юго-Восточной Азии, Африке, Средиземноморском регионе и Латинской Америке придерживаются похожих подходов, активно занимаясь разработкой систем интеграции национального или регионального уровня, внедряя рамки квалификаций и системы перевода зачетных единиц, повышая качество, расширяя возможности для академической мобильности и межрегионального признания квалификаций. Азиатско-Европейская встреча стала примером успеха трансграничной инициативы сотрудничества между Азией и Европой, равно как и Африкано-Европейское партнерство показывает отличные результаты совместной работы на обоих континентах.
Полагаем, что при поддержке министров и международных организаций Болонский стратегический форум способен придать международному сотрудничеству более устойчивый, систематический характер. Такое сотрудничество должно учитывать региональное разнообразие, социально-политические особенности высшего образования разных стран и геополитические аспекты. Необходимо ставить реалистичные задачи и цели, реализуемые в духе взаимного обучения и обмена. Тем, кто отвечает за высшее образование, следует учитывать мнения коллег, использовать возможности для взаимного обучения и решать общие вопросы, в частности, качество, академическая свобода, вовлеченность учащихся, инклюзивное общество, институционализация и автономия, более широкая роль высших учебных заведений. В рамках V-го Болонского стратегического форума был инициирован глобальный стратегический диалог по двум таким вопросам – инклюзивное общество и более широкая роль высшего образования в гражданском обществе.
Несмотря на растущий процент населения, охваченный системой высшего образования во многих стран, инклюзивное общество и широкий доступ к высшему образованию остаются вызовом для многих стран. Мало защищенные группы слои населения, включая беженцев и мигрантов, сталкиваются с дополнительными трудностями не только в отношении возможностей доступа, но и успешного завершения высшего образования. Соответственно, тема инклюзивного общества касается как создания справедливых условий доступа, так и академических успехов, включая усвоение знаний, последовательное повышение уровня знаний, успешное завершение обучения, а также хорошие перспективы занятости для всех учащихся и выпускников.
Решение социальных проблем на современном этапе требует участия заинтересованных сторон на местном, региональном и общемировом уровне. Высшие учебные заведения имеют важнейшее значение для поддержания экономики местного, регионального, национального масштаба. Мы согласны с тем, что они могут и должны играть еще более существенную роль в социальных, культурных, стратегических аспектах жизни общества. Выполняя свою основополагающую общественную функцию, высшие учебные заведения способствуют социальной сплоченности, прививая студентам ценности, навыки и позиции для активного гражданского участия, инклюзивного общества, устойчивого развития и космополитизма.
Мы, министры, выражаем приверженность поддержанию постоянного, эффективного межрегионального диалога по вопросам, вызывающим общую озабоченность у директивных органов, заинтересованных организаций, студентов, сотрудников, высших учебных заведений. В связи с этим предлагаем создать в рамках следующей рабочей программы Болонского процесса на период с 2018 по 2020 гг. Всемирную рабочую группу и призываем страны выразить заинтересованность в проведении семинаров на высоком уровне на ежегодной основе для продолжения диалога об инклюзивном обществе и более широкой роли высшего образования. Мы также подтверждаем приверженность развитию сотрудничества, обмену опытом и определению общих целей путем проведения семинаров, конференций и, что немаловажно, экспертного взаимного обучения для выработки перспективных путей преодоления общих проблем. В целях дальнейшего развития международного партнерства мы призываем высшие учебные заведения к использованию в ходе взаимного поиска решений общих задач всех возможностей двусторонних инициатив и многосторонней мобильности, а также программ сотрудничества, таких как финансируемая ЕС программа сотрудничества в области образования и профессионального обучения Erasmus+ или программа исследований и инноваций Horizon 2020.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Страны-участницы в алфавитном порядке
Австрия Азербайджан Албания Алжир Андорра Аргентина Армения Беларусь Бельгия Босния и Герцеговина Болгария Бразилия Великобритания Венгрия Габон Гана Германия Греция Грузия Дания Доминиканская Республика Египет Израиль Индия Ирак Ирландия
|
|
Исландия Испания Италия Казахстан Катар Кения Кипр Киргизия Колумбия Кот-д'Ивуар Куба Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Мадагаскар Мали Мальта Мексика Молдова Нидерланды Нигерия Норвегия Пакистан Перу Польша
|
Португалия Российская Федерация Румыния Святейший Престол Сальвадор Сенегал Сербия Словацкая Республика Словения Таиланд Тунис Туркменистан Турция Украина Узбекистан Финляндия Франция Хорватия Черногория Чешская Республика Швеция Швейцария Эстония Япония
|
Дата: 01.01.2001
Тип: Болонский процесс
Тематика: болонский процесс
Полномочный орган: нет