Рекомендации национальным органам власти по улучшению обучения и преподавания в высших учебных заведениях в рамках ЕПВО (Рим, 19.11.2020 г.)
Консультативная группа 2 по вопросам обучения и преподавания
В Парижском министерском Коммюнике 2018 года министры объявили о добавлении формулировки “сотрудничество в области инновационного обучения и преподавательской практики» в качестве еще одной отличительной черты ЕПВО.
С этой целью министрам и национальным органам власти предлагаются настоящие рекомендации по развитию сотрудничества и партнерств в рамках европейских систем высшего образования и между этими системами предлагаются.
Эти рекомендации полностью основаны на фундаментальных ценностях ЕПВО, отраженных в Парижском коммюнике от 24-25 мая 2018 года и сформулированы следующим: "Академическая свобода и честность, институциональная автономия, участие обучающихся и сотрудников в управлении высшим образованием, а также ответственность государства за высшее образование и перед высшим образованием составляют основу ЕПВО.”
Ситуация кризиса, вызванного КОВИД-19, еще раз подчеркнула важность рекомендаций Группы по нескольким направлениям. Особенную актуальность имеют рекомендации, связанные с потребностью в педагогических инновациях и дальнейшем развитии онлайнового образования и открытых образовательных ресурсов, а также с укреплением связи между образовательной наукой и обучением.
Рекомендации и принципы, представленные ниже, структурированы вокруг потребности в студенто-центрированном обучении, улучшении преподавания и общей важности национального и международного диалога с участием заинтересованных сторон. Эти три темы взаимосвязаны и одинаково важны.
Рекомендации также подчеркивают исключительно важное значение расширения использования инструментов Болонского процесса и в особенности ECTS, для описания достигнутых результатов обучения и связанных с ними трудозатрат, а также других ключевых инструментов Болонского процесса
- Сделать реальностью студенто-центрированное обучение посредством:
- поддержки усилий высших учебных заведений по инициированию или поддержанию структурированного диалога и по совершенствованию обучения и преподавания, при участии студентов, преподавателей и ключевых внешних заинтересованных сторон. Сюда должны быть включены вопросы разработки образовательных программ, формулировки результатов обучения, разработки и использования механизмов оценки и обеспечения качества с учетом потребности общества в умениях в настоящее время и в перспективе;
- продвижения, в рамках курсов дисциплин, формирования мягких умений и умений, необходимых просвещенному гражданину 21 века для понимания вызовов сложного мира и уважения других и окружающей среды;
- поиска способов стимулирования расширения трансграничного обмена успешными практиками для поддержки повышения качества обучения и преподавания, с акцентом на активные методы;
- создания поддерживающей среды, как с точки зрения финансирования, так и регулирования, чтобы вузы могли адаптировать программы к потребностям различных целевых групп обучающихся (обучающихся в течение всей жизни, обучающихся по неполной форме, обучающихся из недопредставленных категорий и незащищенных групп) и могли формировать культуру равенства и инклюзивности. Сюда также входят вопросы гибких траекторий обучения (включая микро-свидетельства) на институциональном и национальном уровне на всем пространстве ЕВПО и изучение возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями;
- стимулирование и поддержка разработки и реализации национальных и институциональных стратегий и подходов в области Открытого образования и использования ресурсов открытого образования;
- стимулирования мобильности студентов за рамками стандартных межвузовских соглашений.
- Постоянно совершенствовать преподавание посредством:
- содействия созданию образовательных команд из академических кадров и персонала, который будет отвечать за их обучение в части реализуемых миссий (институциональные и/или межинституциональные команды);
- поддержки мер по непрерывному внутривузовскому профессиональному развитию преподавателей и обмену успешной практикой. Внутривузовские мероприятия по профессиональному развитию сотрудников и создание национальных структур в области сотрудничества могут стать способом совершенствования мер профессионального развития;
- поддержки создания в вузах и на национальном уровне устойчивой поддерживающей среды для трансформации, в частности цифровой, качества преподавания и обучения. Такая среда должна формироваться в сотрудничестве с персоналом, ответственным за обучение, и включать рамку, установление достойных условий труда и разумной нагрузки, а также привлекательные возможности развития карьеры;
- реализации, совместно с вузами (которые будут, как ожидается, привлекать к этой деятельности лиц, ответственных за учебный процесс), структурных мер для обеспечения равного статуса преподавания и исследовательской деятельности. При необходимости, схемы развития академической карьеры должны быть пересмотрены для повышения статуса преподавания как части академической карьеры;
- исследований, совместно с вузами, путей продвижения новых и инновационных методов обучения, сосредоточившись на меж- и мультидисциплинарных подходах, обучении, основанном на научных исследованиях, и использование, в том числе, анализа данных и открытого образования;
- Укреплять потенциал образовательных учреждений и систем образования с целью совершенствования обучения и преподавания посредством:
- включения задач совершенствования обучения и преподавания в национальные стратегии развития высшего образования. Разработка и реализация таких стратегий и подходов должна стать основой структурированного и непрерывного диалога с учреждениями высшего образования и другими заинтересованными сторонамивс образовательном сообществе;
- поддержки стратегического развития и инновационного потенциала в области преподавания и обучения на национальном и институциональном уровне, используя для этого эмпирические образовательные исследования, проекты, сбор и использование данных об образовании при обязательном обеспечении защиты личных данных;
- изучения путей стимулирования и поддержки трансграничного обмена успешными практиками на национальном уровне и в рамках ЕВПО, например, используя платформы для обмена и сотрудничества;
- выделения необходимого и стабильного финансирования и ресурсов и принятия, при необходимости, соответствующих регуляторных рамок для того, чтобы вузы могли формировать инновационную и высококачественную среду обучения.
Группе по развитию Болонского процесса (BFUG) в плане работы на следующий период рекомендовано содействовать выполнению рекомендаций в области обучения и преподавания, чтобы совместно обеспечить достижение прогресса развития ЕВПО, и предоставить отчет о результатах в Докладе о реализации Болонского процесса в 2024 году.
Дата: 01.01.2001
Тип: Болонский процесс
Тематика: болонский процесс
Полномочный орган: нет