Принципы и руководящие указания по уcилению социального измерения высшего образования в ЕПВО (Рим, 19.11.2020 г.)

Подготовлено консультативной группой 1 по социальному измерению

Введение

Парижское коммюнике 2018 года признало необходимость оказание помощи государствам-членам в определении и реализации политики совершенствования социального измерения ЕПВО. В этом документе изложены основные принципы и руководящие указания, которые, по нашему мнению, являются фундаментальными для дальнейшего развития социального измерения в высшем образовании. Этот документ берет за отправную точку определение социального измерения, представленное в Лондонском коммюнике 2007 года, а именно, что состав студенческого контингента, поступающего, обучающегося и заканчивающего высшее образование на всех уровнях, должен соответствовать неоднородному социальному профилю общества в целом в странах ЕПВО. Консультативная группа по социальному измерению расширила содержание вышеупомянутого определения, подчеркивая, что социальное измерение включает создание инклюзивной среды в высшем образовании, способствующей равенству и разнообразию и отвечает потребностям местных сообществ.

Принципы и руководящие указания (ПиР), содержащиеся в этом документе, дополняют стратегию ЕПВО на период до 2020 года “Расширение участия в интересах равенства и роста”[1], принятую министрами в Ереване в 2015 году в качестве средства дальнейшего укрепления социального измерения, которое одновременно является и фактором повышения качества высшего образования. Социальное измерение должно интегрировать принципы доступности, равенства, разнообразия и инклюзивности во все законы, политики и практики, касающиеся высшего образования таким образом, чтобы доступ, участие, прогресс и завершение высшего образования зависели главным образом от способностей студентов, а не от их личностных характеристик или обстоятельств, на которые они не могут повлиять. Исходя из этого, органам государственной власти следует поддерживать реализацию этих Принципов и руководящих указаний, сформировав правовую, финансовую, административную и информационную рамку, которая сможет инициировать процессы реализации (этих ПиР) на местном уровне. Эта  рамка будет продвигать инклюзивные стратегии, которые обеспечивают как конкретную поддержку уязвимых, находящихся в неблагоприятном положении и недопредставленных[2]  студентов, так и обозначает более широкие меры и политики, представляющие взаимную выгоду для студентов и персонала высших учебных заведений.

Более широкие выгоды расширения участия уязвимых, находящихся в неблагоприятном положении и недопредставленных групп населения в системе высшего образования включают в себя снижение расходов на социальное обеспечение, улучшение состояния здоровья и расширение участия местных сообществ. В совокупности эти более широкие выгоды способствуют поддержанию социального единства и демократии в обществах, где господствуют социальная справедливость, общественное благо, ответственность государства и социальная мобильность.  Квалификации выпускника вуза, присуждаемые более широкому кругу граждан, означают улучшение перспектив трудоустройства, расширение возможностей получения доходов и передачу следующему поколению и местным сообществам понимания ценности высшего образования.

Помимо выполнения обязательств, взятых на себя ЕПВО, принятие целостного и проактивного подхода к усилению социального измерения высшего образования способствует дальнейшему ускорению прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН.

Настоящие Принципы и руководящие указания определяют курс ЕПВО на следующее десятилетие для органов государственной власти и высших учебных заведений в области интеграции этих принципов в основные задачи высшего образования: обучение и преподавание, научные исследования, инновации, обмен знаниями и их распространение, институциональное управление и менеджмент, а также в политики, направленные на  расширение прав и возможностей нынешних и будущих студентов и сотрудников высших учебных заведений. Усиление социального измерения предполагает трансформацию понимания его как «расширение доступа» в понимание  "никого не оставлять позади" , что является решающим шагом вперед в деле укрепления наших обществ и демократий. Поддержка разнообразных образовательных  сред является необходимостью и должна рассматриваться, скорее, как вклад в развитие обществ, и органы государственной власти должны взять на себя ответственность за обеспечение согласования предлагаемых принципов и руководящих указаний, адаптации их к национальным реалиям и их реализации в интересах лучшего будущего для наших систем высшего образования.

Принципы, изложенные в нижеследующем тексте, следует понимать как заявления высокого уровня, которые служат основой для концептуализации различных стратегий усиления социального измерения. Руководящие указания — это рекомендации по реализации этих принципов на практике, предназначенные для лиц, определяющих политику.

Принципы

  1. Социальное измерение должно занимать центральное место в стратегиях высшего образования на системном и институциональном уровнях, а также на уровне ЕПВО и Европейского Союза. Усиление социального измерения высшего образования и расширение равенства и инклюзивности для отражения многообразия общества является обязанностью системы высшего образования в целом и должно рассматриваться как постоянно действующее обязательство.

Руководящие указания:

 Стратегическая приверженность высшего образования социальному измерению должна быть увязана с конкретными целями, которые могут быть либо интегрированы в существующие политики высшего образования, либо разрабатываться параллельно с ними. Эти цели должны быть направлены на расширение доступа, поддержку участия и завершение обучения для всех нынешних и будущих студентов.

  • При разработке стратегий необходим широкий диалог между государством, высшими учебными заведениями, представителями студентов и персонала и другими ключевыми заинтересованными сторонами, включая социальных партнеров, неправительственные организации и представителей уязвимых, находящихся в неблагоприятных условиях и недопредставленных групп. Такой широкий диалог должен обеспечить формирование инклюзивных стратегий высшего образования, направленных на обеспечение равенства и разнообразия, а также отвечающих потребностям более широкого сообщества.
  1. Правовые нормы или документы, определяющие политику, должны обеспечивать высшим учебным заведениям возможность разрабатывать собственные стратегии для выполнения своих обязательств перед обществом по расширению доступа к высшему образованию, обучению и завершению обучения в системе высшего образования.

Руководящие указания:

  • Правовые нормы и административные правила должны обеспечивать достаточную гибкость в разработке, организации и реализации образовательных программ для отражения разнообразия потребностей студентов. Высшие учебные заведения должны иметь возможность организовывать обучение по полной и неполной форме, гибкие формы обучения, смешанное и дистанционное обучение, а также признавать ранее полученное обучение (RPL), с тем чтобы удовлетворять потребности диверсифицированного контингента студентов.
  • Органы государственной власти должны содействовать признанию ранее полученного неформального и спонтанного обучения (RPL) в высшем образовании, поскольку оно оказывает положительное влияние на расширение доступа, переход с программы на программу и завершение обучения, равенство и инклюзивность, мобильность и возможность трудоустройства. RPL обеспечивает гибкие формы обучения в течение все жизни в рамках всего сектора образования, включая высшее образование. Внедрение RPL потребует эффективного сотрудничества между системой высшего образования, работодателями и более широким сообществом, и для этого национальные рамки квалификаций должны способствовать прозрачному признанию результатов обучения и формированию надежных процедур обеспечения качества.
  1. Инклюзивность всей системы образования должна быть усилена путем разработки преемственных политик: от образования в раннем детстве, через школьное обучение до высшего образования и обучения в течение всей жизни.

Руководящие указания:

  • Важно обеспечить синергию всех уровней образования и соответствующих областей политики (таких, как финансы, занятость, здравоохранение и социальное обеспечение, обеспечение жильем, миграция и т.д.) в целях разработки мер, направленных на создание инклюзивной среды в рамках всего сектора образования, обеспечивающей равенство, разнообразие и инклюзивность, а также отвечающей потребностям более широкого сообщества.
  • Политики в области социального измерения должны поддерживать не только нынешних, но и потенциальных студентов в их подготовке к переходу и в переходе в высшее образование. Участие в высшем образовании должно быть предоставлено в течение всей жизни, в том числе и взрослым гражданам, которые решили вернуться в высшее образование или поступить в высшие учебные заведения на более поздних этапах своей жизни. Инклюзивный подход должен вовлекать более широкие сообщества, высшие учебные заведения и другие заинтересованные группы для совместного формирования траекторий, ведущих к высшему образованию.
  • Равенство, разнообразие и инклюзивность должны играть ключевую роль в подготовке преподавателей для уровней, предшествующих высшему образованию.
  1. Достоверные данные являются необходимой предпосылкой усиления социального измерения высшего образования, основанного на фактических данных

Системы высшего образования должны определить цели и задачи сбора определенных видов данных с учетом особенностей национальной правовой базы. Следует развивать адекватные возможности для сбора, обработки и использования таких данных в целях информирования и поддержки социального измерения высшего образования.

Руководящие указания:

  • Для разработки эффективной политики необходимо организовать на постоянной основе сбор данных на национальном уровне. В пределах, разрешенных национальными правовыми нормами, такой сбор данных должен предоставлять информацию о составе студенческого контингента, доступе и участии, отсеве и завершении высшего образования, включая переход на рынок труда после завершения обучения, а также он позволит выявлять уязвимые, находящиеся в неблагоприятном положении и недопредставленные группы населения.
  • Для международной сопоставимости данных нужно на уровне ЕВПО работать над категориями для сбора административных данных, имеющих отношение к социальному измерению, посредством проведения обследований типа Eurostudent или аналогичных обследований. Для рационализации этого процесса и недопущения административной нагрузки на органы государственной власти и учебные заведения высшего образования, разработка должна учитывать действующие национальные практики и актуальные процессы сбора данных.

Такие национальные мероприятия по сбору данных могли бы, где это уместно и необходимо, дополняться проведением высшими учебными заведениями дополнительных обследований, исследований и анализа для лучшего понимания уязвимости, неблагоприятных ситуаций и недопредставленности в сфере образования, а также перемещений студентов в рамках системы образования.

  1. Органы государственной власти должны иметь политики, обеспечивающие проведение вузами эффективного консультирования и ориентационных мероприятий для потенциальных и зачисленных студентов в целях расширения их доступа к высшему образованию, участия в нем и завершения обучения.

Эти услуги должны быть скоординированы в рамках всей системы образования, с особым вниманием к возможностям перемещения между уровнями и вузами и выходу на рынок труда.

Руководящие указания:

  • Органам государственной власти следует создать условия, позволяющие осуществлять сотрудничество между различными государственными учреждениями, предоставляющими консультативные и профориентационные услуги, и высшими учебными заведениями для обеспечения синергии и исключения дублирования аналогичных услуг. Эти услуги должны быть на основаны на принципах ясности и удобства для пользователей, чтобы конечные пользователи могли легко понять их.
  • В рамках диверсифицированного студенческого сообщества особое внимание должно быть направлено на студентов с проблемами физического и психологического здоровья. Эти студенты должны иметь доступ к профессиональной помощи, которая бы обеспечила им успех в получении и завершении высшего образования. Особое внимание должно быть уделено профилактике психологических проблем, вызванных организацией обучения и условиями жизни студентов.
  • Органам государственной власти следует также рассмотреть вопрос о создании институтов по типу омбудсменов, которые будут обладать возможностями и знаниями для урегулирования любых конфликтов, особенно связанных с вопросами равенства, которые могут возникнуть в процессе получения доступа к высшему образованию или участия в нем, или же конфликтов, препятствующих завершению учебы.
  1. Органы государственной власти должны обеспечить достаточное и устойчивое финансирование и финансовую автономию высших учебных заведений, позволяющую им сформировать потенциал для обеспечения многообразия, содействия равенству и инклюзивности в высшем образовании.

Руководящие указания:

  • Системы финансирования высшего образования должны способствовать достижению стратегических целей, связанных с социальным измерением высшего образования. Высшие учебные заведения должны получать поддержку и вознаграждение за достижение согласованных целей в области расширения доступа, расширения участия и завершения обучения в высших учебных заведениях, в частности в отношении уязвимых, находящихся в неблагоприятных ситуациях и недопредставленных групп. Механизмы достижения этих целей не должны иметь негативных финансовых последствий для основного финансирования высших учебных заведений.
  • Системы финансовой поддержки должны быть ориентированы на универсальную применимость в отношении всех студентов, однако, когда это невозможно, государственные системы финансовой поддержки студентов должны быть, в первую очередь, ориентированы на выявленные потребности и должны сделать высшее образование финансово доступным для всех студентов, способствовать расширению доступа к высшему образованию и обеспечивать возможности для достижения успеха в высшем образовании. Они должны в основном способствовать покрытию как прямых расходов на обучение (плата за обучение и учебные материалы), так и косвенных расходов (например, на проживание, которое становится все более проблематичным для студентов во всем ЕПВО из-за увеличения стоимости жилья, расходов на проживание, транспорт и т.д.).
  1. Органы государственной власти должны помогать высшим учебным заведениям в укреплении их потенциала в части удовлетворения потребностей более диверсифицированного корпуса студентов и персонала и в создании инклюзивных сред обучения и инклюзивной институциональной культуры

Руководящие указания:

  • Органы государственной власти должны поддерживать высшие учебные заведения и предоставлять им необходимые средства для развития начального и непрерывного профессионального обучения для академического и административного персонала, чтобы эти категории могли профессионально и на основе принципов равноправия работать с диверсифицированным контингентом студентов и персонала.
  • Когда это возможно, внешние системы обеспечения качества должны учитывать отражение в институциональных миссиях высших учебных заведений таких показателей, как социальные аспекты, разнообразие, доступ, равенство и инклюзивность, уважая при этом автономию высших учебных заведений.
  1. Международные программы мобильности в сфере высшего образования должны быть структурированы и реализованы таким образом, чтобы способствовать обеспечению равенства и инклюзивности, и в особенности способствовать участию в них студентов и сотрудников из уязвимых, находящихся в неблагоприятной ситуации или недопредставленных категорий.

Руководящие указания:

  • Международный опыт, полученный в рамках академической мобильности, повышает качество результатов обучения в системе высшего образования. Органы государственной власти и высшие учебные заведения должны обеспечивать равный доступ для всех к возможностям обучения, предоставляемым национальными и международными программами образовательной мобильности, и активно устранять препятствия для мобильности уязвимых, находящихся в неблагоприятной ситуации или недопредставленных групп студентов и сотрудников.
  • Помимо дальнейшей поддержки физической мобильности, включая полный перенос грантов и займов в рамках ЕВПО, органам государственной власти и высшим учебным заведениям следует содействовать использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки смешанной мобильности и содействия интернационализации внутри страны путем включения в программы международного онлайнового сотрудничества. Смешанная мобильность — это сочетание периода физической мобильности и периода онлайн-обучения. Такое онлайн сотрудничество может быть использовано для распространения результатов обучения и усиления эффекта физической мобильности, например, путем объединения более диверсифицированной группы участников, или для предложения более широкого спектра вариантов мобильности.
  1. Учреждения высшего образования должны обеспечить привлечение местного сообщества к развитию высшего образования для обеспечения разнообразия, равенства и инклюзивности

Руководящие указания:

  • Вовлечение местного сообщества следует рассматривать как процесс, посредством которого высшие учебные заведения взаимодействуют с заинтересованными сторонами внешнего сообщества для осуществления совместной деятельности, которая может быть взаимовыгодной. Как и политика в области социального измерения, участие сообщества должно быть включено в основные миссии высшего образования. Сообщество должно быть вовлечено в преподавание и обучение, исследования, в обмен услугами и знаниями, взаимодействовать со студентами и персоналом, а также с руководством высших учебных заведений. Такое взаимодействие обеспечивает холистическую основу, на базе которой университеты могут удовлетворять широкий спектр общественных потребностей, включая потребности уязвимых, находящихся в неблагоприятной ситуации и недопредставленных групп, обогащая при этом свои преподавательские, исследовательские и другие основные функции.
  • Заинтересованные стороны местного сообщества (например, местные органы власти, организации культуры, неправительственные организации, бизнес, граждане) должны иметь возможность продуктивного взаимодействия с субъектами высшего образования в рамках открытого диалога. Это обеспечит подлинные партнерские отношения между университетами и сообществом, что позволит эффективно отвечать на социальные и демократические вызовы.
  1. Органы государственной власти должны участвовать в политическом диалоге с высшими учебными заведениями и другими значимыми заинтересованными сторонами относительно применения вышеизложенных Принципов и руководящих указаний как на национальном, так и на институциональном уровне.

Руководящие указания:

  • Такой политический диалог должен позволить разработать целевые политические меры, которые должны уважать институциональную автономию, избегать любого ненужного административного бремени и, таким образом, способствовать конкретному прогрессу на пути к разнообразию, равенству и инклюзивности в сфере высшего образования.
  • В рамках вышеприведенных принципов и руководящих указаний взаимная поддержка и обмен передовыми практиками имеют решающее значение в рамках стран ЕПВО для содействия прогрессу в направлении инклюзивности систем высшего образования.

Глоссарий терминов и определений

Данный глоссарий определяет три основные термина, используемые в настоящем документе, а именно: недопредставленные, находящиеся в неблагоприятной ситуации и уязвимые обучающиеся. Эти определения не могут считаться юридическими определениями, и поэтому они не противоречат никаким существующим правовым нормам, скорее, они играют роль разъяснительных определений, используемых в Принципах и руководящих указаниях

Недопредставленные студенты:

Группа учащихся недопредставлена по определенным признакам (например, пол, возраст, национальность, географическое происхождение, социально-экономическое положение), если ее доля среди обучающихся ниже, чем доля сопоставимой группы в общей численности населения. Это может быть задокументировано при поступлении, во время обучения или при окончании вуза. Индивидуумы обычно имеют несколько недопредставленных характеристик, поэтому всегда следует рассматривать комбинации недопредставленных характеристик. Кроме того, недопредставленность может также проявляться на различных уровнях высшего образования – на уровне программы обучения, факультета или кафедры, высшего учебного заведения, системы высшего образования. Это определение дополняет Лондонское коммюнике, в котором говорится, что "студенты, поступающие в высшие учебные заведения, участвующие в обучении и заканчивающие их на всех уровнях, должны отражать разнообразие состава нашего населения", и которое не исчерпывает всего объема понятия.

Студенты,  находящиеся в неблагоприятной ситуации:

Студенты, находящиеся в неблагоприятной ситуации, часто сталкиваются с особыми проблемами по сравнению со своими сверстниками в высшем образовании. Это может принимать различные формы (например, ограничения здоровья, низкий доход семьи, низкий уровень или вообще отсутствие поддержки семьи, сиротство, частая смена школ, психическое здоровье, беременность, меньше времени на учебу, потому что человек должен зарабатывать себе на жизнь, работая или имеют обязанности по уходу). Неблагоприятная ситуация может быть постоянной, может возникать время от времени или только в течение ограниченного периода времени.  Студенты, находящиеся в неблагоприятной ситуации, могут быть частью группы недопредставленных студентов, но это не обязательно. Поэтому термины «находящиеся в неблагоприятной ситуации» и «недопредставленные» не являются синонимами.

Уязвимые студенты:

Уязвимые обучающиеся могут находится в ситуации риска неблагоприятной ситуации (см. выше) и, кроме того, иметь особые (в части защиты) потребности. Например, потому что они страдают от болезни (включая проблемы психического здоровья) или имеют ограничения здоровья, потому что они несовершеннолетние или потому что их вид на жительство зависит от успешности их учебы (и, следовательно, зависит от решений, принимаемых отдельными преподавателями), или потому что они подвергаются риску дискриминации. Эти обучающиеся уязвимы в том смысле, что они могут быть не в состоянии обеспечить свое личное благополучие, или что они могут быть не в состоянии обеспечить собственное благополучие, или же защитить себя от угрозы или эксплуатации и нуждаются в дополнительной поддержке или внимании.

[1]   http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/2015_Yerevan/71/5/Widening_Participation_for_Equity_and_Growt h_A_Strategy_for_the_Development_of_the_SD_and_LLL_in_the_EHEA_to_2020_613715.pdf

[2] Глоссарий терминов и определений  (Glossary of Terms and Definitions)

Дата: 01.01.2001

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет