Проект Стратегического плана мероприятий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования

Приложение II: Стратегия Республики Беларусь

 

В основу Стратегического плана мероприятий положены «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года», принятые в ходе Республиканской конференции по педагогике, проходившей с участием Президента Республики Беларусь (23-24.08.2017), и утвержденные Приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.11.2017 г. № 742.

В пределах своей компетенции Министерство образования Республики Беларусь подтверждает приверженность дальнейшей реализации принципов и инструментов Европейского пространства высшего образования (EПВО) в системе высшего образования Республики Беларусь и выражает готовность к проведению с Болонской группой совместной работы по этим вопросам.

Ввиду вышеназванной цели Министерство образования Республики Беларусь принимает на себя следующие обязательства:

  • составление и утверждение в 2018 году «Плана работы по реализации инструментов ЕПВО в системе образования» согласно Стратегическому плану мероприятий;
  • формирование в 2018 году Национальной рабочей группы по дальнейшей реализации инструментов ЕПВО в системе высшего образования;
  • создание в 2018 году информационного веб-портала (сайта) и проведение регулярных практических занятий и семинаров, направленных на повышение осведомленности широкого круга заинтересованных сторон о процессах оптимизации системы высшего образования в Республике Беларусь.

 

Министерство образования Республики Беларусь обращается к Болонской группе с просьбой оказать содействие в этой работе, а именно:

  • по согласованию с Министерством образования сформировать в 2018 году для Республики Беларусь группу экспертов/консультантов, обладающих соответствующим опытом и профессиональными компетенциями. Каждому эксперту/консультанту будет предложено подготовить рекомендации для отдельных разделов Стратегического плана мероприятий. Основной задачей консультантов станет оказание содействия Республике Беларусь в дальнейшей реализации инструментов ЕПВО и развитии международного сотрудничества в области высшего образования;
  • оказать содействие в 2018-2020 гг. в организации ознакомительных визитов для специалистов системы высшего образования Республики Беларусь в учебные заведения (организации) ЕПВО с опытом успешной реализации инструментов ЕПВО;
  • обеспечить участие белорусских специалистов в области реформы высшего образования в консультациях по вопросам применения принципов и инструментов ЕПВО в системе высшего образования Республики Беларусь;
  • организовать проведение постоянных консультаций для обсуждения хода реализации основных целей и задач в сотрудничестве с Национальной рабочей группой, международными консультантами/экспертами и представителями Министерства образования Республики Беларусь.

Основные цели и задачи

1. Рамка квалификаций

К началу 2018 года Республика Беларусь подготовила национальную рамку квалификаций в высшем образовании (4-й этап разработки национальных рамок квалификаций). Соответственно, планируется принять меры по внедрению новой системы в 2019 году и подготовке к самостоятельной сертификации в 2020 году.

Эта работа позволит обеспечит:

  • внедрение системы высшего образования, которая базируется на нескольких циклах, с бакалавриатом (180-240 зачетных единиц по Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц) и магистратурой (90-120 зачетных единиц по Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц), и предусматривает постепенное сворачивание системы пятилетнего обучения;
  • гармонизацию национальной системы классификации образовательных программы (Государственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009)) с Международным стандартом классификацией образования ISCED (МСКО 2011) с учетом национальной рамки квалификаций для Республики Беларусь и общей Рамки квалификаций для Европейского пространства высшего образования;
  • дальнейшее совершенствования практики внедрения в высших учебных заведениях инструментов измерения учебной нагрузки студентов в рамках Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц и в соответствии с обновленным Руководством пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц;
  • Международным экспертам и (или) консультантам (включая экспертов из Грузии, Италии, Австрии, Германии, Франции) будет предложено дать рекомендации по имплементирующим мерам, указанным в «Плане мероприятий по совершенствованию Национальной системы квалификаций Республики Беларуси» (дата принятия - 04.10.2017). В результате национальная рамка квалификаций в высшем образовании станет сопоставимой с общей Рамкой квалификаций для Европейского пространства высшего образования.

2. Обеспечение качества

В Республике Беларусь выработаны концептуальные подходы к созданию собственной национальной системы обеспечения качества высшего образования. Соответственно, к 2020 году будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию внутривузовских процедур обеспечения качества, а к 2022 году должна быть сформирована нормативно-правовая база для начала полномасштабной деятельности независимого органа по обеспечению качества.

Работа по созданию собственной системы обеспечения качества высшего образования и подготовке национального независимого органа по обеспечению качества будет осуществляться во взаимодействии с Европейской сетью по обеспечению качества высшего образования и (или) Европейским реестром по качеству высшего образования и в соответствии со Стандартами и руководящими принципами обеспечение качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG-2015).

Международным экспертам и (или) консультантам и, прежде всего, представителям Европейской сети по обеспечению качества высшего образования и (или) Европейского реестра по качеству высшего образования, будет предложено дать рекомендации по имплементирующим мерам, указанным в «Плане мероприятий по совершенствованию Национальной системы квалификаций Республики Беларуси» (дата принятия - 04.10.2017). Развитие и расширение возможностей системы обеспечения качества обучения и деятельности национального агентства будет охватывать все уровни системы образования.

3. Признание квалификаций

Республика Беларусь предпринимает последовательные шаги для:

  • дальнейшего взаимного признания документов об образовании с большим количеством разных стран на базе соответствующих соглашений;
  • дальнейшего совершенствование действующей системы признания квалификаций в соответствии с положениями Лиссабонской конвенцией о признании квалификаций в высшем образовании.

Эти шаги привели к положительным результатам, о чем говорится в рецензионном докладе по Республике Беларусь специалистов Национального центра по признанию квалификаций из Фламандского сообщества Бельгии (http://media.ehea.info/file/20171018-19Rome/11/6/ENIC-NARIC_peer-review_report_ENIC_Belarus_final_877116.docx).

Соответственно, к 2019 году в Национальном информационном центре по признанию квалификаций Республики Беларусь будут приняты меры информационной поддержки (в частности, информация о деятельности Центра в Беларуси будет представлена на английском языке).

Нормативно-правовая база будет разработана для процедуры признания ранее полученного образования и процедуры признания квалификации беженцев.

4. Инструменты обеспечения прозрачности

Начиная с 2013 года, в Республике Беларусь создается национальная система зачетных единиц на основе Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц. Соответственно, к 2020 году будут предприняты шаги для внедрения этой системы в соответствии с обновленным Руководством пользователей Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц.

Особое внимание будет уделено результатам обучения, разработке и проведению учебных программ, а также оценке качества и содействию реализации программ по расширению академической мобильности. В этом процессе работа будет построена на результатах проекта по программе Erasmus+ «Содействие развитию компетенций в системе высшего образования Республики Беларусь» (FOSTERC, Проект № 574087-EPP-1-2016-1-ES-EPPKA2-CBHE-SP).

Будет разработана нормативно-правовая база для выдачи всем студентам бесплатного Приложения к диплому, оформленного на нескольких языках по образцу, утвержденному Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО (включая цифровой образец).

Международным экспертам и (или) консультантам, в том числе из Всемирного банка, будет предложено дать рекомендации по переходу к цифровому варианту Приложения к диплому.

5. Мобильность преподавателей и студентов высших учебных заведений. Интернационализация.

Республика Беларусь поэтапно повышает международную академическую мобильность преподавателей и студентов на базе действующих соглашений. В то же время увеличивается число специальностей высшего образования с возможностью обучения на английском языке. Соответственно, вслед за принятием новой редакции Кодекса «Об образовании» будет сформирована нормативно-правовая база для: 

  • реализации совместных программ обучения и получения двойных дипломов;
  • предоставления иностранным студентам грантов для обучения в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

С этой целью при содействии международных экспертов/консультантов в 2019 году будет пересмотрена практика организации перемещения студентов и преподавателей, а в 2019-2020 гг. высшие учебные заведения разработают свои внутренние процедуры для академического признания результатов мобильности.

Кроме того, новые образовательные стандарты (поколение 3+) будет предусматривать включение академической мобильности на семестры («периоды перемещения») в процессы обучения в высших учебных заведениях.

6. Обучение в течение всей жизни и социальная направленность высшего образования 

Международным экспертам/консультантам, включая специалистов Европейского фонда образования, к 2019 году будет предложено дать рекомендации по подготовке разработки нормативно-правовой базы, обеспечивающей признание ранее полученного обучения, для выработки соответствующей процедуры в 2021 году.

В Республике Беларусь порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений осуществляется учебным заведением в целях оказания студентам социальной помощи и удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы страны в специалистах, служащих и работниках. Соответственно, начиная с 2020 года, будут вводиться дополнительные меры социальной помощи выпускникам, включая тех, кто учился на платной основе. Помимо этого, будут сделаны шаги по изучению международной практики трудоустройства молодых специалистов для представления правительству Республики Беларусь предложений по пересмотру действующей системы трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

7. Главные ценности Европейского пространства высшего образования

С 2011 года были введены юридические обязательства в отношении участия профессорско-преподавательского и студентов в коллегиальных органах управления высшими учебными заведениями (не менее 25% студентов должны входить в состав Совета ВУЗа). 31 января 2015 г. начал свою работу Общественный республиканский студенческий совет. Совет может представлять Министерству образования предложения по совершенствованию системы обучения, образования и досуга студентов. С учетом вышесказанного в 2019-2020 гг. будут приняты дополнительные меры для включения представителей коллектива учащихся в состав комиссий по оценке качества образовательных программ и аккредитации высших учебных заведений.

Кроме того, в высших учебных заведениях в 2018-2019 гг. будут разрабатываться дополнительные меры по совершенствованию механизма участия студентов и преподавателей в управлении деятельностью высших учебных заведений.

Будет разработана процедура выдвижения кандидатов на замещение по конкурсу должности руководителя высшего учебного заведения (в соответствии со статьей 203 проекта Кодекса «Об образовании» Республики Беларусь).

Будет продолжена работа по дальнейшей имплементации положений Коммюнике по итогам встреч министров стран ЕПВО.

Также будет продолжена работа по внедрению в национальную систему образования принципов Великой хартии университетов и рекомендаций Совета Европы (REC/CV (2012)7) в отношении общей ответственности за академическую свободу и институциональную самостоятельность.

Международным экспертам и (или) консультантам будет предложено дать рекомендации по вопросам реализации мер, направленных на формирование академической культуры в университетах.

8. Реализация

Институт высшего образования Республики Беларусь будет отвечать за подготовку и предоставление необходимой информации о ходе реализации инструментов ЕПВО, а также за осуществление мер, намеченных в рамках Стратегического плана мероприятий по форме и срокам, совместно установленным Болонской группой и Министерством образования Республики Беларусь.

9. Сотрудничество с Болонской группой

Для участия в заседаниях Болонской группы и обеспечения преемственности представительства Республики Беларусь на протяжении всего периода работы будет выбрана делегация в составе 2-3 членов с требуемой квалификацией и знанием английского языка.

Будет также обеспечено их участие в тематических семинарах и обучающих мероприятиях, а также выдвижение кандидатов в состав рабочих группы для соответствующего периода работы в рамках программы ЕПВО.

            В случае внесения изменений в социальную политику страны высшими законодательными и исполнительными органами Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь может изменить сроки реализации стратегических мероприятий с соответствующей корректировкой «Плана работы по реализации инструментов ЕПВО в системе образования». Об этих изменениях Министерство образования будет своевременно информировать Болонскую группу в целях обеспечения прозрачности, взаимного доверия и взаимопонимания.

Дата:

Тип: Болонский процесс

Тематика: болонский процесс

Полномочный орган: нет