Признание иностранного образования: проблемы, развитие, контроль

27 - 29 сентября состоялся практико-ориентированный семинар-совещание «Признание иностранного образования: проблемы, развитие, контроль», организованный ФГБУ «Главэкспертцентр», для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельного признания иностранного образования.

В работе семинара-совещания приняли участие около 80 участников, включая представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, образовательных организаций высшего образования от Владивостока до Калининграда.

Семинар-совещание открыла заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Н.А. Наумова, которая сделала акцент на задачах образовательных организаций в сфере признания и формах контроля за этой процедурой.

Первый день семинара-совещания был посвящён обсуждению вопросов реализации образовательными организациями права самостоятельного признания. Такое совещание состоялось впервые с момента получения ими данного права в 2013 году. Были подведены итоги за четырёхлетний период работы, обобщён опыт, состоялось активное обсуждение актуальных проблем в организации работы и необходимых путей их решения.

Директор ФГБУ «Главэкспертцентр» В.И. Скоробогатова сделала подробный доклад по итогам проведённого мониторинга реализации права самостоятельного признания иностранного образования образовательными организациями высшего образования. Руководители соответствующих служб СПбПУ, ЮФУ, ТПУ, РУДН, САФУ, ДВФУ поделились своими достижениями, опытом организации работы, и практикой  решения сложных случаев признания. Сотрудники Главэкспертцентра сделали обзор универсальных международных инструментов, используемых в процессе признания, и изменений в нормативно-правовой базе, обсудили с участниками проект Руководства по самообследованию в части вопросов, касающихся признания.

В первый день также состоялся круглый стол по обсуждению модели контроля образовательными организациями правил приёма лиц с иностранным образованием в рамках интеграции информационных систем АИС «Признание» и ФИС ГИА и Приёма».

Отдельное внимание участников привлёк второй день семинара, посвящённый экспорту российского образования. Он открылся докладом директора Международного департамента Минобрнауки России И.Н.Ганьшина. В своём выступлении И.Н.Ганьшин разъяснил задачи и структуру приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», обратив внимание на амбициозные цели и задачи, которые ставит проект, в частности,  увеличение количества иностранных студентов к 2025 году в 3 раза.

В докладах участников особое внимание было уделено тенденциям и динамике экспорта российского образования, стратегическим и тактическим задачам совершенствования признания иностранного образования, перспективам сотрудничества с зарубежными странами в плане подписания международных соглашений о взаимном признании.

В ходе панельной дискуссии о барьерах признания участники сформировали перечень существующих барьеров и предложили варианты их преодоления.

Международный семинар, состоявшийся в третий день мероприятия, раскрыл тему трансграничного образования и его различных аспектов, таких как: особенности признания трансграничного образования, мошенничество в международном высшем образовании, особенности образовательного сотрудничества со странами Арктики, АТЭС, АСЕАН, Южной и Латинской Америки. В семинаре приняли участие руководители и представители национальных информационных центров из Армении, Боснии и Герцеговины, Эстонии.

Председатель Комитета Лиссабонской конвенции Гуннар Вахт рассказал о текущих мероприятиях, связанных с Лиссабонской конвенцией и глобальных перспективах.

Результатом работы семинара-совещания стали рекомендации для образовательных организаций высшего образования по совершенствованию форм и методов работы по признанию иностранного образования и (или) квалификации, обозначен ряд задач по оптимизации портала ФГБУ «Главэкспертцентр», планы по улучшению взаимодействия и сотрудничества с центрами признания российских образовательных организаций высшего образования и международными информационными центрами. Участники отметили высокий уровень докладов и обсуждения вопросов, отличную организацию и гостеприимство Культурно-делового центра Республики Коми, в шикарных интерьерах которого проходил семинар.